Храм Святых Апостолов Петра и Павла, город Шилка
вернуться на Главную страницу контактная информация карта сайта нижний предел храма
нижний предел храма
ГлавнаяО ХрамеИстория

История храма

История храма

Зимний вид храма
Зимний вид храма

Милостью Божьей в городе Шилке уцелел при советской власти храм. Кропотливым трудом здешних прихожан он восстановлен и уже десять лет верующие горожане и жители района с благоговением и радостью переступают порог этого храма.

Каждый шилкинец знает, что церковь святых Петра и Павла имеет большую историю. Мало кто ее знает, но многие до сих пор помнят, как в храме были спортзал и музей. Это сравнительно недавняя история. Каково же ее начало?

В Государственном архиве Читинской области сохранились документы, повествующие о зарождении нашего храма. 6 июня (19 июня по нов. ст.) 1905 года на ст. Шилка состоялось собрание, где обсуждался вопрос о необходимости постройки церкви, выбор места, финансирование строительства. «Справа от железной дороги (со стороны Иркутска) между домами №9 и №7 около или на месте дома Соловейчика» - читаем мы в протоколе собрания. Об отведении места под строительство, а также об отпуске материалов по заготовительным ценам поручено ходатайствовать перед Управлением дороги начальнику 9-го участка пути инженеру Г.И.Лапкину. Ктиторами (попечителями о хозяйственных нуждах храма) были избраны Г.И.Лапкин, помещики М.Н.Репин и Н.С.Тюменцева. На том же собрании был учрежден наблюдательный комитет, для контроля пожертвований и проверки отчетности по постройке храма, в который вошли священник Иаков Знаменский, настоятель Митрофановской Никольской церкви, М.И.Масалов, Н.П.Старновский, Федоров (печник-сдельщик), А.П.Скобелев, Зоринче, Байков, Криничный, И.С.Елкин, Х.С.Пальшин, П. И.Кошаев, Шушманов,И.И.Зехов, Пашко, Безпалов, Голивцев, П.Ф.Комогорцев, В.Ф.Благовестов. На собрании было регламентирован порядок созыва собраний членов наблюдательного комитета жертвователей.

На тот момент в с. Митрофаново уже существовал храм в честь святителя Николая, которую посещали жители Шилки, однако, с развитием ст. Шилка и ростом населения возникла необходимость в своем храме. Кроме того, в своем большинстве жители Шилки – железнодорожники, имевшие посменную работу, что усложняло посещение храма в с. Митрофаново.

29 июня (12 июля по нов. ст.) священником Митрофановской Никольской церкви Иаковом Знаменским «в сослужении со священником Городищенской церкви Михаилом Пляскиным и диаконом Николаем Знаменским при стечении молящихся числом до 1000 человек была совершена закладка храма на ст. Шилка во имя святых Апостолов Петра и Павла». Затем о. Иаков Знаменский предложил присутствовавшим возложить по камню в основание храма.

К 1908 году на средства «железнодорожных прихожан» церковь была построена и 30 марта (12 апреля по нов. ст.) 1908 года освящена епископом Забайкальским и Нерчинским Мефодием. «Здание церкви деревянное с колокольней в одной связи, крыто кровельным железом, с позолоченными тремя главами». В начале 1909 года при Шилкинской железнодорожной церкви был образован самостоятельный приход. 7 апреля (ст.ст.) 1909 года настоятелем Петро-Павловской церкви назначается священник Николай Павлович Виноградов. До июня 1909 года храм относится ко II -му благочинному округу железнодорожных церквей, 24 июня (ст.ст) 1909 года церковь была передана в 25-ое благочиние Забайкальской и Неринской епархии. Церковным старостой с 25 июня 1908 года являлся инженер путей сообщения Георгий Иванович Лапкин.

Нижний придел храма выложен из тесанного камня, и засыпан со всех сторон землей, от чего создается впечатление, что верхний предел храма стоит на холме. Верхний придел сложен из бруса в пяти километрах от города, в деревне Кибасово, и через три года перенесен на теперешнее место. Милостью Божьей, трудами железнодорожников и жителей района появился этот храм-красавец в честь святых апостолов Петра и Павла. Штат дореволюционного храма составлял 5 священнослужителей; протоиерей, два иерея, диакон и псаломщик.

О том, что это был действительно красивый и богатый храм свидетельствует сохранившаяся фотография да наши знания о том, что Русь в свое время не зря называлась Святой и храмы православные были главным достоянием любого города или села. На их строительство не жалелись ни силы ни средства, иконостас храма был медным. И стоять бы этим храмам века, если бы деды и прадеды наши не забыли Господа Бога, не кинулись свергать царя-промазанника Божия, не утопили бы страну свою в крови. А порушенные храмы - это уже следствие свершившегося зла.

Царские Врата в главном пределе
Царские Врата
в главном пределе

В Шилке же волею Божьей молитва не прерывалась. Здесь всегда были люди, не боящиеся угроз властей, не потерявшие веры своей православной ни при каких обстоятельствах. Довоенные молитвенники, к сожалению, уже преданы забвению и о них знает один Господь. О тех, кто молился в войну и до открытия храма, кое-что известно. В войну о Боге вспомнили многие. А молиться-то где, если храм закрыт? У кого-то из верующих. Пострадала за это, как вспоминают здешние старушки, Мария Васильева. Забрали ее, осудили. Еще одна Мария, Климченко, отсидела десять лет, вернулась, в 1952 году уехала в Казахстан. Жива или нет, никто не знает.

Несколько лет молитвенным домом в Шилке был дом стариков Архипа и Дарии Лагутиных. После их смерти верующие стали ходить в дом к Марфе Степановне Куликовой и ее дочери Лидии. У Марфы было благословение на крещение погружением, а также на чтение псалтири по усопшим. Несколько раз предупреждали их за "сборище" у себя дома. А бабушек верующих в то время ходило много, часто, особенно по праздникам, в избушке все не помещались, многие стояли в сенях. Божьим Промыслом мать оказалась слепой, а дочь, работавшая на железной дороге, осталась без ног. Посадить их не могли, инвалиды, как-то по-другому наказать тоже, видно, совесть не позволяла. И молились шилкинцы в этом стареньком домике до самого открытия храма.


"Книг богослужебных, каких положено, у нас не было,- вспоминает Лидия Георгиевна Куликова.- Учить нас что и как читать и петь никто не учил. Мама, правда, очень много знала наизусть. Память ей Бог дал хорошую. Бывало, уже слепая, держит книгу вниз головой, и читает будто по книге. Осуждали нас многие. Богомолками называли. Ругали так. Мама, помню, отвечала, что мы грешные, но мы Божии. А Господу, видно наши молитвы были угодны"...

Вид храма с амвона
Вид храма с амвона

Ходили в этот дом и молились многие. Лидия Георгиевна кого по имени помнит, кого по фамилии. Перечисляет: "Паша Вольных из Холбона, Анна Трофимовна Яшина из Шилки, недавно умерла, Нины Косолапкиной мать, тоже из Шилки. Пелагея Лесных, Евфимия Семеновна (фамилию забыла), Симатовы баба Дуня и Мария Ивановна, Евфросинья Спирева, Ульяна". Из старушек, молившихся в доме Куликовых осталась только хозяйка дома, Лидия Георгиевна, которой уже 75 лет, и у которой (не в похвалу будет сказано) такие ясные и чистые глаза, красивое лицо и доброе сердце, она и до сего дня ходит в храм на своих протезах.

Верующие в Шилке говорят, что храм их сохранился по молитвам этих старушек. А еще, может быть, по молитвам тех мучеников-арестантов, которые томились в стенах храма-тюрьмы. Храм закрыли в 1929 году. Вскоре сделали здесь пересылочную тюрьму. Попадали сюда в первую очередь священники со всего района (храмы-то тогда были закрыты в каждом селе) и так называемые "кулаки". Волею Божией в 1991 году в Шилке побывал человек, которому довелось томиться в стенах храма-тюрьмы. В те годы он был мальчишкой. Арестовали его вместе с матерью и братом. Несколько дней он провел в этих стенах Божьего Дома. Людей здесь накапливали, чтобы хватило на состав. Состав подгоняли ночью. Вот матери и удалось затолкать одного из своих сыновей под вагоном. Милостью Божьей он остался жив, а мать с братом так и не вернулись к родным местам, как не вернулись к родным местам десятки и сотни увезенных.

После тюрьмы в этих святых стенах были кузница, ремесленное училище, овощехранилище и зерновой склад ОРСа, потом спортзал и музей. Лишь в 1990 году волею Божьей среди здешних депутатов появился человек по фамилии Семенов (работал машинистом на железной дороге), который помог собрать и документально оформить общину верующих. Потом были длительные хлопоты по выселению из храма бывших жильцов. Спортзал убрали, а музей еще находился в подвале и пока он не покинул стен храма, дела у прихожан продвигались очень туго.

Купола и колокольня
Купола и колокольня

Здание досталось верующим в очень плачевном состоянии. "Потолок был как решето" - вспоминает Агафья Созонтьевна Спирева, староста прихода. - Голуби залетали в помещение через крышу. Окна были заколочены досками - спортзалу окна зачем? Сразу пришлось их расколачивать, да рамы заказывать. Стены были прогнуты - стягивали их бревнами. Отопительную систему (трубы, батареи) все прежние хозяева забрали. Не было на храме ни куполов, ни крестов, ни икон, ни церковной утвари. А первые годы священник к нам приезжал раз в месяц. В 2002 году объявили сборы средств на колокола, за полтора года собрали сумму которой хватило на покупку 6 колоколов, самый большой из которых весит 7 пудов.

В настоящее время при храме работает воскресная школа, трапезная в которой получают пропитания не только послушники храма, но и многие малоимущие. Для приезжих паломников существует благотворительная гостиница на пять мест.
Священником храма осуществляются миссионерские поездки по 19 населенным пунктам Шилкинского и Тунгокоченского районов. Десять прошедших лет для прихожан этого храма, конечно же, легкими не были.

Шагать приходилось где вперед, а где и назад. Но волею Божьей и помощью Божьей храм действует, верующих людей становится больше. Работы предстоит немало. Нижний придел храма, пугает прихожан облезлыми стенами, он давно уже нуждается в капитальном ремонте, снаружи краска на стенах храма обшарпалась и облетела. Много трудов впереди, но прихожане твердо верят, что Господь, сохранивший храм в годы лихолетья, и теперь не оставит Своих чад.